RSS

Посвящение Государственному музею нового западного искусства. 1923 – 1948. Альбер Марке из исторического собрания ГМНЗИ

14:31 28.01.2015

В рамках Года культуры-2014
в различных регионах Российской Федерации
проходит цикл выставок, посвященных
первому в мире музею современного искусства.



Выставки пройдут в:

Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан
27 ноября – 21 декабря 2014г.,

Нижегородском государственном художественном музее
5 декабря 2014г. – 8 февраля 2015г.,

Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
15 декабря – 8 февраля 2015г.



Выставки станут данью памяти легендарному ГМНЗИ – Государственному музею нового западного искусства. В 2015 году по решению Министерства культуры России он будет воссоздан в виртуальном пространстве. Проект «Посвящение Государственному музею нового западного искусства. 1923 – 1948»,подготовленный«РОСИЗО» совместно с рядом отечественных музеев, предваряет выход прославленной коллекции в Интернет. Через отдельные экспонаты музей-легенда словно материализуется заново и выходит в измерение реальной жизни, причем в масштабе всей России.

Цикл выставок-посвящений призван познакомить жителей различных городов страны с этим феноменом культуры ХХ века. До недавних пор ГМНЗИ – первый в истории, но утраченный музей европейского авангарда с его драматической судьбой – был мало известен широкой аудитории, хотя произведения из его собрания включены в коллекции Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, они регулярно экспонируются в России и за ее пределами.

Государственный музей нового западного искусства был образован в Москве в 1923 году на базе прославленных коллекций меценатов Ивана Морозова и Сергея Щукина. Еще в 1918-1919 годах их собрания были национализированы и превращены в два отдельных музея новой западной живописи. После их объединения в коллекции ГМНЗИ среди примерно пятисот произведений оказались скульптуры Родена,десятки полотен Ван Гога, Гогена, Матисса, Моне, Пикассо, Ренуара, Сезанна и других художников-новаторов.

В бывшей Морозовской галерее на Пречистенке, где располагался ГМНЗИ, все эти сокровища было невозможно поместить в экспозиции, и многое сразу скрылось в запаснике. Значительный урон коллекции нанесла распространенная в 1920-30-е годы практика перераспределения фондов между музеями различных городов и республик СССР. Пострадал музей и от сталинских «распродаж искусства», в результате которых около полусотни произведений импрессионистов и постимпрессионистовперекочевали в зарубежные собрания.

Еще до Великой Отечественной войны ГМНЗИ стал мишенью для борцов с «формализмом». После возвращения из эвакуации хранителям музея не разрешили восстановить экспозицию.

В 1948 году по указу Сталина ГМНЗИ был ликвидирован как «рассадник низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой». Коллекция и архив были перевезены в ГМИИ имени Пушкина, однако их судьба висела на волоске. Богатейшее собрание западноевропейской живописи, графики и скульптуры планировалось расформировать, а наиболее дерзкие и «безыдейные» картины - уничтожить. Спасение уникального собрания стало примером сотрудничества выдающихся музеев России.

Поскольку ГМИИ испытывал нехватку помещений для хранения, директор Эрмитажа Иосиф Орбели выразил готовность принять самые крупные полотна в Ленинграде. Так коллекция ГМНЗИ была поделена между двумя столицами. Сегодня ее экспонаты составляют гордость Эрмитажа и Пушкинского музея.

В 2000-е годы директор ГМИИ Ирина Антонова выступила с инициативой вновь объединить историческое собрание ГМНЗИ в Москве; в 2013 году это предложение вызвало острую полемику в обществе. По итогам дискуссии было принято решение не менять состав уже сложившихся коллекций, но воссоздать музей-легенду в виртуальной форме.


Пилотной версией проекта «Посвящение Государственному музею нового западного искусства» стал показ картин французского живописца Альбера Марке сразу в трех городах России: Казани, Нижнем Новгороде и Омске. Прежде эти холсты входили в собрание ГМНЗИ, а ныне хранятся в Пушкинском музее. В художественных музеях каждого из трех региональных центров одновременно экспонируется по одному произведению Альбера Марке (1875–1947). Это пейзажи «Солнце над деревьями» (1905), «Париж зимой. Набережная Бурбон» (1907) и «Собор Парижской богоматери зимой» (1908)

Благодаря современным технологиям зрители могут подробно познакомиться с историей Госмузея нового западного искусства, увидеть документальный фильм об Альбере Марке, на мультимедийных экранах рассмотреть работы мастера во всех деталях. Такой всесторонний рассказ об одном шедеврепозволит не только понять творчество автора, но и представить его произведения в контексте исторической экспозиции ГМНЗИ.

В дальнейшем «РОСИЗО» планирует показать целый ряд шедевров из коллекции Музея нового западного искусства в различных регионах страны. О своей готовности участвовать в проекте, помимо ГМИИ имени Пушкина, заявил и Государственный Эрмитаж



Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати