RSS

ДОСТОЕВСКИЙ И ДЕТИ

06.12.2013
Недавно мне привелось видеть возмутительную сцену: совсем молодая мать, сама недавно вышедшая из детского возраста, тащила по улице средь бела дня на виду многочисленных прохожих своего трех-четырехлетнего ребенка — и тащила не за руку, не за шкирку…. Она тащила его… за ухо, да с таким озлобленным, с таким человеконенавистническим видом, что я невольно бросилась к ней со словами: «Вы что делаете? Прекратите!» На что она, ни на минуту не отпуская своего малыша, огрызнулась: «Родите своего и командуйте!» При этом малыш рыдал так, что у меня у самой на глазах появились слезы. «Мамочка! Не надо!» — кричал несчастный, но никто ему не мог помочь. Вот так, на моих глазах без тени сомнения, по праву сильнейшего и властьпредержащего, не просто физически издевались над малолетним созданием, а растаптывали его, пускай еще совсем детское, но… человеческое! Достоинство, о котором в своем «Дневнике писателя» за 1877 год писал Федор Михайлович Достоевский: «У ребенка, даже у самого малого, есть тоже и уже сформировавшееся достоинство». А буквально через несколько дней я принимала участие в «III Международных Достоевских чтениях», посвященных 192 годовщине со дня рождения Достоевского и 85-летию Государственного Литературного Музея «Музей-квартира Ф.М. Достоевского», организованные школой №1148 имени Достоевского, которой в этом же году исполняется 25 лет. Это событие открывалось литературно-художественной композицией «Человек есть тайна» в постановке В.А. Довгоненко. Под волшебные звуки Шуберта на сцену вышли детишки, чуть постарше того несчастного, которого незадолго до этого я видела на улице, и молча присели на ступеньки. Мальчики в старой потрепанной одежонке, девочка, укутанная в материнскую шаль. Их молчание было столь красноречиво, выражение лиц выражало такую глубокую печаль, что сердце невольно сжалось. Потом вышли девочки постарше и стали читать: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними…» «Мы должны их уважать…» «Обидеть ребенка — это значит оскорбить Христа». Девочки читали с таким неподдельным чувством и выражением, а малыши, олицетворяющие страдания невинных, были так выразительно-прекрасны в своей недетской печали, что весь зал, а он был полон, застыл в оцепенении. Это игра без слов была поистине гениальной! Я с восхищением смотрела на юных артистов и думала, что сегодня в России более двух миллионов беспризорных детей. И это гораздо больше, чем в революцию и войну, что свидетельствует о том, что в нашей стране сегодня в первую очередь решаются финансовые проблемы власть имущих, а отнюдь не дела первейшей государственной важности. И вдруг маленький мальчик в огромной черной кепке тихо произнес: «А жизнь людей мгновенна и убога…» Он был похож на Гавроша. Я вздрогнула и вернулась в реальность. «Действительно, — подумала я, — она мгновенна, и потому надо спешить успеть помочь тем, кто нуждается в помощи. И она, жизнь эта, несет на себе печать убогости, если вовремя не сделать главного». Потом показали прекрасный документальный фильм об открытии памятника Достоевскому в Дрездене. И это было с одной стороны отрадно, но с другой стороны — печально: в Германии на это средств не жалеют, а вот у нас, все, что касается культуры, всегда на втором плане. Во дворе этой самой школы, в которой и происходило столь замечательное событие, до сих пор никак недооформят творение скульптора Евгения Шишкова — как всегда денег не хватает. На этом мероприятии было много интересных людей: преподаватели, музейные работники, научные сотрудники… Да простят все они меня, но самыми выдающимися, самыми талантливыми были сами Дети! Множество рисунков, выставленных в том же актовом зале, удивили меня не только своим содержанием — на них изображен был сам Федор Михайлович! И в самых различных ситуациях! — но и уровнем исполнения. Даже выделять кого-то сложно. Нет, сюжеты, конечно, были самые разные, но портреты писателя притягивали особенно. А ведь авторам всего лишь тринадцать-четырнадцать лет! Однако «Преподобный Сергий» Платоновой Александры, ученицы 5 класса из Малаховки, показался мне не только особенно самобытным, но и актуальным. Оторваться от картин было непросто. Но помимо изобразительного творчества, на конкурс были представлены проектно-исследовательские, мультимедийные, литературоведческие работы. И в каждой области оказались свои открытия, достойные серьезного внимания людей компетентных. Особенно хочется сказать о литературном творчестве старшеклассников: шесть поэтических и четыре прозаических работы вышли в финал. Все десять участников оказались, несомненно, талантливыми детьми. Каждый из них не только уже многое понимает в этой жизни, но и способен в достойной художественной форме выразить свое отношение к ней, к проблемам сегодняшнего дня. Вот так, например, пишет Татьяна Хлопотных, ученица 11 класса одной из московских школ: О, этот безнравственно-нравственный мир, Где нежность жестока, а похоть невинна, Где блики добра лишь на фресках старинных, А души людей – для невежества тир… А как проникновенно, с какой любовно, с каким знанием дела и страстным желанием донести свой восторг до читателя пишет Екатерина Юрина о своей поездке в Кострому! Эта удивительная работа раскрывает сразу несколько тем: здесь и духовность, и патриотизм, и красота, и история, и знание русской классики … Эссе Яковлевой Марины «Возрождение духовности. К 1025–летию крещения Руси», ученицы 11 класса из Свердловской области, порадовало меня не только серьезностью темы, полнотой раскрытия ее, своим искренним патриотизмом, но и особой художественностью: «Вера в наших сердцах – тот же птенец. Его жестоко выкинули из гнезда, он фактически коснулся земли, но в последний момент сумел справиться с непосильным давлением и устремился к голубому безбрежному небосводу, уводящему вдаль». Разве это не прекрасная метафора?! Хочется, очень хочется, чтобы в МГУ поступали именно такие талантливые, умные, мыслящие выпускники, а не те, которые имеют большие финансовые возможности. Ректору МГУ следовало бы рассылать гонцов по всей России, целью которых было бы искать вот таких ребят и приглашать их без экзаменов учиться на филфаке, журфаке, истфаке… Одним словом, много радости доставили присутствующим участники конкурса. И не только радости… Они нас здорово обнадежили — «Ведь, если звезды зажигают — Значит — это кому-нибудь нужно…» Это нужно, очень нужно, и, прежде всего самим детям. И кто, если не мы, взрослые, поможем, посоветуем, подставим плечо?! Каковы же цели этого проекта? Конечно, это и обмен опытом по использованию творческого наследия великого русского писателя, это и установление контактов между наукой и образованием, это и знакомство с научными изысканиями в области наследия Достоевского… И все-таки главной его целью, главным направлением является, на мой взгляд, поиск детского творческого потенциала, и помощь в его реализации. А это, по-моему, сегодня и есть одна из первоочередных задач нашего общества. Ведь каждый ребенок в какой-то степени гений, и помочь развить в нем его гениальное начало — это наша святая обязанность. Мы тревожимся о том, какими вырастут наши дети, но забываем, что они уже личности. Всем нам необходимо как можно чаще задумываться над тем, какая пропасть лежит между просветленным, одухотворенным сознанием здорового ребенка и слабоумием среднестатистического взрослого человека. Во всяком случае, если в ребенке нельзя увидеть идеала нравственного совершенства, то совершенно очевидно, он несравненно выше в нравственном отношении, нежели любой взрослый. Все это прекрасно осознают те, кому принадлежит инициатива организации и проведения подобного рода мероприятий. И потому низкий поклон всем тем, кто возложил на свои плечи эту непростую, но исключительно благородную миссию: Косарихиной Елене Игоревне — директору школы, заслуженному учителю РФ и Пекшевой Елене Федоровне — координатору проекта. Русецкая Ольга Алексеевна Член Союза писателей России, член Международного Союза журналистов

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати